Роскосмос сделал ставку на «ядовитую» ракету
На фото: старт ракеты-носителя "Рокот" с блоком космических аппаратов связи "Гонец-М" и спутником военного со стартовой площадки № 133 пусковой установки № 3 космодрома Плесецк, 2019 год.

Министерство обороны опровергло ранее появившуюся в СМИ информацию о коммерческих пусках модернизированной ракеты-носителя «Рокот-М». Эта ракета будет использоваться исключительно для запуска космических аппаратов в интересах военного ведомства.

Такая узкая специализация «Рокота-М» объясняется тем, что модернизация проводится в рамках государственного оборонного заказа и на средства Министерства обороны. Военное ведомство подчеркнуло, что компания Eurockot Launch Services GmbH, которая была оператором коммерческих пусков ракеты «Рокот» с 2000 года по 2018 год, к проекту модернизации не имеет никакого отношения.

Необходимость модернизации ракеты возникла в связи с тем, что в ней использовалась система управления украинской разработки и производства в харьковском НПО «Электроприбор».

Ракета-носитель легкого класса «Рокот» была спроектирована в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева на базе межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования УР-100Н УТТХ. Ее первый запуск состоялся в ноябре 1990 года. Эксплуатация прекращена в декабре 2019 года. Пуски были коммерческими, заказы на выведение в космос спутников разнообразного направления принимались ото всех, кто готов был заплатить 44 млн. долларов за аренду ракеты. Всего было произведено 35 пусков.

«Рокот» позволял выводить на низкую опорную орбиту полезный груз массой 2150 кг. Ракета трехступенчатая. В каждой ступени в качестве топлива использовался высокотоксичный гептил, к тому же еще и концерогенный. В 90-е годы на это варварство особо не обращали внимания. «Бунтовали» лишь казахи, протестовавшие против запуска с полигона «Байконур» сильно ядовитых «Протонов».

«Рокоты» запускали и с космодрома «Плесецк». Но русский человек не склонен «бунтовать» из-за «таких пустяков». Хоть при вдыхании паров гептила или проникновения его через поры кожи имеется высокая вероятность отека легких, потери сознания, судорог и смерти.

Тем не менее, в психологии даже крупного начальства что-то сдвинулось. Было принято решение создавать ракеты, работающие на керосине. И таковые у нас уже есть — это семейство ракет-носителей «Ангара», а также «Союз-2» различных модификаций. Также Роскосмос в былые годы заявлял о необходимости строить ракеты, в которых в качестве топлива используется сжиженный газ метан. К сожалению, эти заявления остались пустыми словами.

Однако было принято решение о модернизации «ядовитой» ракеты. При этом проект очень недешевый. На создание новой системы управления для «Рокота-М» необходимо потратить 690 млн. государственных рублей. Всего же на реализацию этого проекта Центр Хруничева намеревается получить 3,4 млрд. рублей.

Массогабаритные характеристики останутся прежними. Стартовая масса — 107,5 тонны. Длина — 29,15 метра, максимальный диаметр — 2,5 метра. Полностью поменяется система управления ракетой.

На первый взгляд, создание ракет «Рокот-М» сулит громадную экономическую выгоду, которая многократно перекрывает «неприятности» в виде загрязнения территорий гептилом от упавших на землю ступеней с неизрасходованным топливом. Потому что сами ракеты производить не требуется, они уже есть — это МБР УР-100Н УТТХ, которые будут сниматься с вооружения. Надо лишь заменить систему управления, и можно запускать на нижнюю опорную орбиту спутники военного назначения.

Однако это иллюзия. МБР УР-100Н УТТХ производились в Москве на заводе Хруничева в период с 1980 года по 1985 год. Им уже продлевали срок эксплуатации до 2020 года. Всего было построено порядка 70 ракет. Половина из них уже израсходована в проекте «Рокот». Часть ракет окончательно выведена из состава РВСН. Сколько осталось годных к переделке в ракеты-носители — неизвестно. Доподлинно лишь известно, что часть из сохранивших свой ресурс УР-100Н УТТХ оснащены гиперзвуковыми планирующими блоками «Авангард».

Если предположить, что из годных для использования в космических запусках ракет уцелело штук 10−20, то никакого экономического эффекта не получится. Учитывая, стоимость проекта модернизации, одна ракета обойдется в 170−340 млн. рублей. Но ведь будут же еще и затраты на ремонт и продление ресурса.

И главное — этот проект тупиковый, путь в никуда! Будут потрачены очень серьезные деньги на 10−20 пусков. И это всё!

Вместо того, чтобы развивать действительно перспективные проекты, которые способны были бы служить стране не одно десятилетие. Как это было на заре космической эры, когда появились ракеты-носители и космические корабли, которые перешагнули в XXI век.

Смотрите также
Хрущев с кукурузой, телевизоры Крым-206, памятник «Вежливым людям»: Исторические фото 35  Хрущев с кукурузой, телевизоры Крым-206, памятник «Вежливым людям»: Исторические фото 18 марта в РФ отмечается День воссоединения Крыма с Россией

К таким перспективным проектам относится создание семейства ракет-носителей «Ангара», который был реализован все в том же Центре им. Хруничева.

«Ангара» — это новый тип ракеты. Одним из ее достоинств является модульная конструкция, позволяющая «составлять» из ограниченного набора универсальных ракетных модулей (УРМ) целое семейство из 8 ракет трех классов: легких, средних и тяжелых. Ракеты различных классов способны выводить на околоземные орбиты весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах как Министерства обороны РФ, так и других ведомств, а также обеспечивать коммерческие запуски космических аппаратов.

Универсальный ракетный модуль на компонентах жидкий кислород — керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека.

К достоинствам проекта также относится то, что все ракеты семейства могут стартовать с одной пусковой установки.

В 2014 году прошла испытание легкая ракета «Ангара-1.2». Она совершила суборбитальный полет с полновесным макетом полезной нагрузки. В 2015 году «Ангара-А5» вывела на геостационарную орбиту 2-тонный макет.

Казалось бы, проект необходимо продолжать развивать. Но Роскосмос всячески его третирует. Принцип модульности резко усечен. И Рогозина, и его предшественников из всего семейства ракет интересуют только две — легкая и тяжелая. Да и легкую ракету то «отменяют», то есть Роскосмос разрывает контракты по ней, то «восстанавливают в правах». А «Ангара-1.2», между прочим, мощнее «Рокота-М», она способна выводить на низкую опорную орбиту не 2 тонны, а 3,5 тонны. И при этом не поливает окрестности космодрома отравляющими химическими веществами.

У Роскосмоса есть и еще один повод тормозить легкую «Ангару». Утверждается, что стоимость ее пуска будет в полтора раза дороже стоимости пуска «Союза-2.1б». При этом почему-то не принимается в расчет, что при серийном производстве «Ангары-1.2» ее стоимость существенно снизится. Как снизилась стоимость «Союза-2.1б», который эксплуатируется с 2006 года.

Но главная причина обструкции проекту «Ангара» — непредсказуемость управления космической отраслью. Благодаря чему появляются прекрасные возможности для, мягко выражаясь, нецелевых расходов. Тут у отрасли цифры астрономические, как констатирует Счетная палата РФ.


Источник
Печать